Диагностика и ремонт шаровых опор ВАЗ 2106
Если у автомобиля проблема с колесами, на нем лучше не выезжать. Шаровые опоры ВАЗ 2106 не самые надежные узлы. При езде по отечественным дорогам они быстро приходят в негодность, поэтому их необходимо менять. Сделать это можно самостоятельно. Для этого необходимо провести диагностику и выполнить замену согласно пошаговой инструкции.
Устройство и назначение узла
На первых автомобилях подвески не имели шарнирных
конструкций. Роль шарниров выполняли шкворневые соединения. Они обладали
большим весом, их регулярно нужно было смазывать. Основной минус этих
соединений в том, что они давали возможность колесам двигаться только по одной
оси, что значительно уменьшало управляемость. На ВАЗ 2106 шкворневые соединения
заменили шарнирными соединениями.
Шаровая опора — это обычный шарнир, фиксирующий ступицу колес на подвеске. Основное ее назначение – предоставлять колесу возможность перемещаться по горизонтали и не давать двигаться по вертикали. Это компактные детали.
Первые шаровые опоры простой конструкции: палец с шаром
находился в недвижимом корпусе, был прижат пружиной, защищенной сверху
резиновым пыльником. Так как шар вовремя движения подвергается огромной ударной
нагрузке, на него периодически приходилось наносить смазку с помощью медицинского
шприца без иголки.
В дальнейшем из узла убрали пружину. Металлический корпус, в котором находился шар, заменили сферу, изготовленную из износостойкого пластика. Стали выпускаться неразборные изделия, которые не подлежат ремонту. При выходе их из строя производится их замена.
Причины и признаки неисправностей
На срок эксплуатации шаровых опор, сокращая его, влияют
следующие факторы:
- Недостаточное количество смазки. Если не
проводится регулярно техобслуживание шаровых элементов, заключающаяся в смазывании
узлов, примерно через полгода смазка теряет свойства и не выполняет своих функций.
Если смазку не обновить, палец быстро начнет разрушаться. - Значительные ударные нагрузки. Они являются
основной причиной, по которой шарнир выходит из строя. Особенно сильно это
сказывается, если машина эксплуатируется на бездорожье или с разрушенным
дорожным покрытием. - Разрушение пыльника. Деталь предназначена защищать
узел от пыли и грязи. Когда он изнашивается загрязнения начинают накапливаться
на соединениях. С течением времени она разрушает узел, действуя на него как
абразив.
Определить, что износились детали шарового узла можно по
определенным признакам:
- Шумы в подвеске. Чаще всего это можно услышать
при переезде на небольшой скорости через «лежащего полицейского». Если слышен
грохот в подвеске, значит полностью отсутствует смазка. - При передвижении на высоких скоростях колесо
начинает раскачиваться из стороны в сторону, что свидетельствует о большом
люфте. Это опасно тем, что колесо может неожиданно развернуть перпендикулярно
кузову авто. Машина теряет управление,
что чревато возникновением опасной ситуации на дороге, вследствие которой может
произойти ДТП.
- Когда водитель крутит рулевое колесо, слышится
скрежет. Причина в отсутствие смазки. - Неравномерно изнашиваются шины автомобиля. Это
является признаком возможных проблем с шаровыми опорами. Но возможно и другая
причина разного износа покрышек.
Методы диагностирования неисправностей в домашних условиях
Основная задача диагностики – установить истинную причину
возникновения посторонних шумов в подвеске. Такие звуки могут возникать при
проблемах с рулевыми тягами, которые также имеют шарниры.
Существует несколько способов диагностики:
- На слух. Помощник раскачивает автомобиль с
заглушенным двигателем вверх и вниз. В этот момент прислушиваемся к звукам,
раздающихся со стороны подвески. Шаровую нужно менять, если слышен скрип или
стук. - Люфт. Проверяемое колесо приподнимают домкратом.
Помощник садится за руль, жмет на тормозную педаль и удерживает в отжатом
состоянии. Второй человек раскачивает колесо поочередно в разных плоскостях.
Когда педаль отжата, люфт при его наличии заметно ощущается. В этом случае
опору меняют.
- Износ. Последние модели «шестерок» оборудованы
шаровыми опорами, имеющими технологические отверстия для диагностики. Через эти
отверстия можно оценить степень износа шарового пальца. Если износ превышает 7
мм, деталь необходимо менять.
В автосервисах шаровые опоры проверяют с помощью специализированного оборудования. Чаще всего это датчики удара, которые крепят к шарнирному узлу. Автомобиль или его передок загоняют на эстакаду, которая является имитацией передвижения авто по бездорожью. Тем самым для подвески создаются реальные условия ее работы, что дает возможность выяснить, в каких местах узла стучит.
Диагностика шаровых опор на классике.
Как правильно заменить шаровые опоры на «шестерке»
Шаровые опоры так устроены, что их невозможно разобрать,
поэтому отремонтировать не получится. Поэтому оптимальный выход – замена
детали. Для работ нужно приготовить:
- набор ключей;
- домкрат;
- отвертку;
- съемник для выпрессовки;
- новые детали;
- щетку по металлу;
- WD-40.
Перед проведением замены необходимо приподнять домкратом колесо, на котором будут проводиться работы, а затем демонтировать его. Обработать средством для выкручивания резьбовых соединений WD-40. Очистить металлической щеткой места креплений.
Меняются узлы на ВАЗ 2106 по следующему алгоритму:
- Снятое колесо открывает доступ к рычагу. Ключом
откручиваем крепежный элемент верхнего шаровой. - Далее вынимаем с помощью съемника палец из соединения.
Придется приложить значительные усилия.
- Если нет в наличии инструмента для выпрессовки,
то это можно сделать с помощью молотка, сильно ударяя им по проушине. При этом
поддеваем монтировкой или другим инструментом верхнюю часть узла. Движением
вверх вынимаем палец.
- Выкручиваем три гайки, благодаря которым фиксируется
верхний шаровой узел.
- Тщательно очищаем посадочное место узла на
рычаге, проверив рычаг на наличие трещин и механических повреждений. - Освобожденную опору демонтируем и разбираем.
Руками удаляем с узла изношенный пластиковый пыльник.
- Нижняя шаровая также имеет гайку крепления. Но
ее выкрутить сразу же не получится, так как мешает подвеска. Поэтому ее
выкручиваем примерно на 6 оборотов, чтобы ослабить крепление опоры.
- Далее снова воспользовавшись спецключом для
выпрессовки выдавливаем нижнюю опору из проушины. - После этого гайку можно выкрутить полностью. Затем
выкручиваются все гайки крепления нижней шаровой и она снимается с машины.
Крепеж удобнее выкручивать торцовым ключом на «13». - Изношенные элементы заменяем новыми.
Уплотнительные шайбы снимаем со старых изделий и переставляем их на новые. - Перед тем как установить новые детали тщательно
смазываем их, например, литолом. - Затем устанавливаем их в поворотный кулак и
затягиваем гайку. Сверху надеваем пыльники. - Далее собираем подвеску в обратном порядке.
Чтобы самостоятельно поменять шаровые опоры, придется приложить много усилий и потратить большое количество времени. Имея нужный инструмент и достаточно опыта авторемонтных работ, автовладелец может сэкономить на работе автомехаников из СТО.
Замена шаровых опор на всех классических моделях ВАЗ.